Рекомендации логопеда для родителей по развитию речи на тему «Зима»
12.12.2025
Рекомендации логопеда для родителей по развитию речи на тему «Зима»
Уважаемые родители! Зима — волшебное и очень богатое для речи время года. Мы можем не только весело провести время, но и значительно расширить словарный запас ребенка и улучшить его умение правильно строить предложения. Вот несколько простых, но эффективных советов.
Часть 1. Расширяем словарный запас
1. Играем в «Зимние слова» на прогулке:
· «Какой? Какая? Какое?»: Описываем все вокруг. Снег (какой?) – белый, пушистый, мокрый. Сосулька (какая?) – длинная, прозрачная, опасная. Небо (какое?) – серое, зимнее, низкое.
· «Что делает?»: Комментируем действия. Смотри, снежинки кружатся. Мальчик катится с горки. Птички ищут корм.
2. Читаем и обсуждаем:
· Читайте зимние сказки и стихи («Морозко», «Снежная королева», стихи о зиме С. Маршака, А. Фета).
· После чтения задавайте вопросы: «Кто главный герой? Что с ним случилось? Почему замерзла ручка у Кая?». Это развивает и речь, и понимание.
Часть 2. Учимся правильно строить фразы
1. Игра «Один – много»
Снежинка – много снежинок, сосулька – сосульки, сугроб – сугробы, варежка – варежки, сапог – сапоги.
2. Игра «Нет чего?» (родительный падеж):
· Спросите у ребенка: «На улице много снега, а сейчас в комнате нет чего?» — «Нет снега». Нет сугроба, нет мороза, нет санок, нет метели.
3. Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм):
· Снег – снежок, снежинка – снежиночка, лед – льдинка, зима – зимушка, мороз – морозец.
4. Игра «Что из чего?» (образование относительных прилагательных):
· Горка из снега – какая? Снежная. Погода в декабре – какая? Декабрьская. Узоры на окне – какие? Ледяные. Сапоги для зимы – какие? Зимние.
5. Составляем рассказ по схеме:
· Помогите ребенку составить рассказ о зиме или о том, как он лепил снеговика. Дайте план:
1. Какое время года наступило?
2. Какая стоит погода?
3. Что лежит на земле, на деревьях?
4. Что делают дети зимой?
5. Почему ты любишь зиму?
· Сначала рассказывайте вместе, потом предложите ребенку сделать это самому.
6. Загадки-описания: Вы загадываете слово (например, «снежинка»), описываете его, не называя: «Она маленькая, легкая, кружится, падает с неба, тает в руке». Потом поменяйтесь ролями.
Важные общие правила:
· Говорите правильно сами. Ваша речь — главный образец.
· Не перебивайте и не торопите. Дайте ребенку время сформулировать мысль.
· Ошибается? Не говорите «Неправильно!». Спокойно повторите верный вариант: «Да, ты верно заметил, это большой сугроб».
· Превращайте учебу в игру! Положительные эмоции — лучший мотиватор.
Желаю вам теплых, веселых и «разговорчивых» зимних деньков!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2025
Дата обновления: 12.12.2025
Дата публикации: 12.12.2025