Рекомендации логопеда для родителей по развитию речи на тему «Зима»

12.12.2025

Рекомендации логопеда для родителей по развитию речи на тему «Зима»

Уважаемые родители! Зима — волшебное и очень богатое для речи время года. Мы можем не только весело провести время, но и значительно расширить словарный запас ребенка и улучшить его умение правильно строить предложения. Вот несколько простых, но эффективных советов.

Часть 1. Расширяем словарный запас

1. Играем в «Зимние слова» на прогулке:

· «Какой? Какая? Какое?»: Описываем все вокруг. Снег (какой?) – белый, пушистый, мокрый. Сосулька (какая?) – длинная, прозрачная, опасная. Небо (какое?) – серое, зимнее, низкое.

· «Что делает?»: Комментируем действия. Смотри, снежинки кружатся. Мальчик катится с горки. Птички ищут корм.

2. Читаем и обсуждаем:

· Читайте зимние сказки и стихи («Морозко», «Снежная королева», стихи о зиме С. Маршака, А. Фета).

· После чтения задавайте вопросы: «Кто главный герой? Что с ним случилось? Почему замерзла ручка у Кая?». Это развивает и речь, и понимание.

Часть 2. Учимся правильно строить фразы

1. Игра «Один – много»

Снежинка – много снежинок, сосулька – сосульки, сугроб – сугробы, варежка – варежки, сапог – сапоги.

2. Игра «Нет чего?» (родительный падеж):

· Спросите у ребенка: «На улице много снега, а сейчас в комнате нет чего?» — «Нет снега». Нет сугроба, нет мороза, нет санок, нет метели.

3. Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм):

· Снег – снежок, снежинка – снежиночка, лед – льдинка, зима – зимушка, мороз – морозец.Хочу такой сайт

4. Игра «Что из чего?» (образование относительных прилагательных):

· Горка из снега – какая? Снежная. Погода в декабре – какая? Декабрьская. Узоры на окне – какие? Ледяные. Сапоги для зимы – какие? Зимние.

5. Составляем рассказ по схеме:

· Помогите ребенку составить рассказ о зиме или о том, как он лепил снеговика. Дайте план:

1. Какое время года наступило?

2. Какая стоит погода?

3. Что лежит на земле, на деревьях?

4. Что делают дети зимой?

5. Почему ты любишь зиму?

· Сначала рассказывайте вместе, потом предложите ребенку сделать это самому.

6. Загадки-описания: Вы загадываете слово (например, «снежинка»), описываете его, не называя: «Она маленькая, легкая, кружится, падает с неба, тает в руке». Потом поменяйтесь ролями.

Важные общие правила:

· Говорите правильно сами. Ваша речь — главный образец.

· Не перебивайте и не торопите. Дайте ребенку время сформулировать мысль.

· Ошибается? Не говорите «Неправильно!». Спокойно повторите верный вариант: «Да, ты верно заметил, это большой сугроб».

· Превращайте учебу в игру! Положительные эмоции — лучший мотиватор.

Желаю вам теплых, веселых и «разговорчивых» зимних деньков!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2025

Дата обновления: 12.12.2025

Дата публикации: 12.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».