Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
03.02.2025
Если ваш ребенок гиперактивный
Как определить, является ли
Ваш ребенок гиперактивным?
Прочитав начало статьи, не спешите ставить
своему ребенк диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который
вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.
Мы же можем заметит особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к
врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними
помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и
родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие
родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы
с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется
интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у
Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью,
ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не
может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на
обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает
его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы,
занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют
умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами,
постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас
же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних
занятиях спокоен, на других – нет).
Если в
возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется
консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами,
психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать
проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом
холерика.
Портрет гиперактивного ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком»,
«вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех
пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах.
Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А
ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый
день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого
ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко
улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное
любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы
«почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок
находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге
и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и
шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же
«шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта
самосохранения как будто совсем нет.
Неусидчивость, рассеянность,
невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок
импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то
безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.
Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы.
Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка
у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление,
успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но
очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе
внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть,
что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных
детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо,
мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким
малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Причины гиперактивности.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие
исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом.
Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день
среди причин возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время
беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей,
условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как помочь гиперактивному ребенку:
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто
в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД
(минимальная мозговая дисфункция).
- Если врач-
невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо
строго соблюдать его рекомендации.
- Сообщите педагогам, воспитателям о
проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения,
дозировали нагрузку.
- Всегда убирайте
опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы,
лекарства, бытовую химию и т.д.).
- Вокруг ребенка
должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает
отрицательные проявления.
- Важна единая линия
поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
- С таким ребенком
необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным
и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается»
эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
- Не превышайте
нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как
другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными
способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в
несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не
следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.
- Не допускайте
перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен
дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки
должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д.
Друзей не должно быть слишком много.
- Старайтесь делать
меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть
разумным, адекватным возрасту.
- Чаще хвалите за то,
что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание
перевозбуждения.
- Когда просите
что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу
несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети
в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.)
Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
- Не заставляйте
ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в
руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите
за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел
в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
- Приобщайте ребенка
к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей
ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться
правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом
спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
- Освойте элементы
массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет
сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения
или другого занятия.
- Прежде чем
отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или
сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять
хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же
чувства и у малыша.
- Повремените с
оформлением такого ребенка в детский сад.
- Гасите конфликт, в
котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
- Гиперактивный
ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на
замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем
не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем
в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение,
послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!
- Когда становится
совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых
детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к
этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2025
Дата обновления: 21.02.2025
Дата публикации: 03.02.2025