Влияние гаджета на речевое развитие ребенка.

23.03.2023

   

 

       Влияние  гаджета   на  речевое  развитие

                             ребенка.

 

                                      Консультация для

                                                       родителей.

 

           В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине и даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов и других гаджетов, ведь это так актуально быть  постоянно на связи. Каждый осознает вред и зависимость  от этих устройств, но отказаться не может.

 

         Но при этом важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей практически с рождения. Специалисты отмечают, что нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития.

 

           С 6 месяцев  внутриутробной жизни кроха уже слышит и различает голоса и окружающие шумы. Родившись, младенец может реагировать на «знакомые» голоса, «узнавать» по интонации маму, папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди разговаривают и не обязательно с животиком, а просто друг с другом. Современная же мама молчит,  она в сети. С бабушками сложнее, молодые семьи живут отдельно. Вечером придет папа с работы, покушает и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.

 

           От 0 до 1,5 лет. Раньше ребенок находился на руках, в манеже, на полу, в коляске, ползал по комнате, пытался поймать кошку, потом рыдал, что она царапается. Его брали на руки, рассказывали небылицы, одним словом, проявляли внимание, сочувствие. Так происходило взаимодействие взрослого и ребенка. В этот период складываются условия для развития понимания речи.

 

          В настоящее время у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут к коляске, к маме, к стульчику. О том, чтобы поползать по двору и речи быть не может, везде грязь, опасность, животные. В современной квартире придуманы разные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все это для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Маме же хочется спокойно «посидеть» в соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастет до самостоятельного сидения, ему вручается телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, а у мамы есть свободное время для себя.

 

          Кроме того, люди поголовно пересели на машины. Ребенку в машине скучно.  Он капризничает, пытается вырваться из кресла. В этом случае, чтобы родитель не отвлекался от вождения,  ребенку вручается гаджет  В очереди в детскую поликлинику, в метро и т.д. ,когда родители не знают, как занять ребенка – электронный друг выручит везде.

 

          От 1,5 до 3 лет. Раньше ребенок ходил за ручку, гулял во дворе или в парке, копался в песочнице, пытался поймать собаку, то есть находился в контакте с родителями, либо с малышами. Происходило активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное. Первый, второй, третий год жизни  - это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

 

         В настоящее время ребенок много времени проводит с гаджетом. У него сформировалась экранная зависимость. В планшетных играх есть только яркие, сопровождающиеся музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают доречевой уровень активности и фиксируют ребенка на нем.

 

         От 3 до 5 лет. Раньше ребенок гулял во дворе или на площадке, помогал маме или папе сделать посильную для него работу, ездил с родителями на дачу. А если повезет, на пару недель оставляли его у дедушки или бабушки в деревне подружится с собакой.  С местными ребятами они облазят всю округу и получат столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

 

         В настоящее время ребенок смотрит мультики, играет с гаджетом, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр. По данным ЮНЕСКО  93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие устраивает и детей, и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в тоже время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации.

 

         Покупая малышу новые видеофильмы, игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем –то интересным. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.  А речь рождается в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Чем более активным ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем больше у него развивается речь.

   

          Последствия  раннего  приобщения  к  гаджетам.

 

·      Отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержку речевого развития. Дети позже начинают говорить, мало и плохо развивается их речь, она бедна и примитивна. Дети с трудом подбирают слова, чтобы выразить свою мысль, им не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на ее поглащение.Хочу такой сайт

 

       Как показали исследования, в наше время 50 %  пятилетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70 –х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей.

 

       Вы можете сказать:»При чем здесь телевидение?»  Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребенком, взрослый или герой мультфильма? А разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом общении, когда ребенок слушает не только чужие слова, но и отвечает другому человеку. Причем, включен не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

 

        Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично, остаются «пустыми» звуками. Речь, исходящая с экрана, остается мало  осмысленным набором звуков, она не становится «своей», поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами. А вы обращали внимание на озвучивание современных мультфильмов?  Они порой искаженные, шепелявые, гнусавые,  это запоминается ребенком   и он начинает подражать главному герою.

     

·      Трудности в обучении чтению и восприятию информации на слух.  Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Им трудно читать- - понимая отдельные слова и короткие предложения. Поэтому им просто неинтересно читать даже самые хорошие детские книжки.

 

                   Ученые провели исследования т доказали, что дети, проводящие за компьютером много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут у росту безграмотности среди школьников – дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение  чтения). Зачем учить правила, когда в телефоне и на компьютере неправильно написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются?

 

                   Игры на планшете и айфонах формируют противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребенку трудно фокусировать  и удерживать взгляд на объекте, который не движется,  так как глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. У детей, которые находятся в зависимости от гаджетов – «бегающий» взгляд.

 

·      Расстройства аутического спектра. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизма и расстройствами аутического спектра ( РАС, которые постепенно превращаются в «Эпидемию» 21 века).

 

       А родителям остается только удивленно восклицать: «Мы его таким не воспитывали!». Конечно, телевизор и компьютер сделали это за вас.

 

        Важно знать, как можно дольше оттягивать ребенка знакомство с компьютером, пока это не станет необходимостью. Пусть ребенок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живет реальной жизнью. Более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики речи   и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Ребенок учится общаться с другими детьми.

 

     Помните! Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они никогда не заменят простого эмоционального общения ребенка со сверстниками, родителями и близкими. Компьютер никуда не денется. Ребенок научится его использовать за несколько дней, когда придет время. Не нужно торопить время. Детство должно быть настоящее, а не компьютерное.

       

 

 

                

                         

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.03.2023

Дата обновления: 23.03.2023

Дата публикации: 23.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».