23.03.2023
Влияние гаджета на
речевое развитие
ребенка.
Консультация для
родителей.
В настоящее время телевизоры и компьютеры
окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине и
даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов и других гаджетов, ведь
это так актуально быть постоянно на
связи. Каждый осознает вред и зависимость
от этих устройств, но отказаться не может.
Но при этом важно осознавать
опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей
практически с рождения. Специалисты отмечают, что нынешнее поколение растет с
серьезными нарушениями здоровья и психического развития.
С 6 месяцев внутриутробной жизни кроха уже слышит и
различает голоса и окружающие шумы. Родившись, младенец может реагировать на
«знакомые» голоса, «узнавать» по интонации маму, папу или бабушку. Это
происходит при условии, что близкие ребенку люди разговаривают и не обязательно
с животиком, а просто друг с другом. Современная же мама молчит, она в сети. С бабушками сложнее, молодые
семьи живут отдельно. Вечером придет папа с работы, покушает и тоже уйдет в
виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.
От
0 до 1,5 лет. Раньше ребенок находился на руках, в манеже, на полу, в
коляске, ползал по комнате, пытался поймать кошку, потом рыдал, что она
царапается. Его брали на руки, рассказывали небылицы, одним словом, проявляли
внимание, сочувствие. Так происходило взаимодействие взрослого и ребенка. В
этот период складываются условия для развития
понимания речи.
В настоящее время у мамы больше свободного времени и
масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут к коляске, к маме, к стульчику.
О том, чтобы поползать по двору и речи быть не может, везде грязь, опасность,
животные. В современной квартире придуманы разные приспособления, игрушки,
«развивалки» и «отвлекалки». Все это для того, чтобы не дать ребенку
самостоятельно познавать окружающий мир. Маме же хочется спокойно «посидеть» в
соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастет до самостоятельного сидения, ему
вручается телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят,
а у мамы есть свободное время для себя.
Кроме того, люди поголовно пересели
на машины. Ребенку в машине скучно. Он
капризничает, пытается вырваться из кресла. В этом случае, чтобы родитель не
отвлекался от вождения, ребенку
вручается гаджет В очереди в детскую
поликлинику, в метро и т.д. ,когда родители не знают, как занять ребенка – электронный друг выручит везде.
От
1,5 до 3 лет. Раньше ребенок ходил за ручку, гулял во дворе или в парке,
копался в песочнице, пытался поймать собаку, то есть находился в контакте с
родителями, либо с малышами. Происходило активное общение – речевое,
тактильное, эмоциональное. Первый, второй, третий год жизни - это период, когда речь активно развивается,
развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное
общение со сверстниками, бабушками, родителями.
В настоящее время ребенок много
времени проводит с гаджетом. У него
сформировалась экранная зависимость. В планшетных играх есть только яркие,
сопровождающиеся музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей,
раскачивают доречевой уровень активности и фиксируют ребенка на нем.
От
3 до 5 лет. Раньше ребенок гулял во дворе или на площадке, помогал маме или
папе сделать посильную для него работу, ездил с родителями на дачу. А если
повезет, на пару недель оставляли его у дедушки или бабушки в деревне
подружится с собакой. С местными
ребятами они облазят всю округу и получат столько впечатлений, что хватит до
следующего приезда.
В настоящее время ребенок смотрит
мультики, играет с гаджетом, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие
игры в центр. По данным ЮНЕСКО 93%
современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4-х
часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это
«безобидное» занятие устраивает и детей, и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не
подвергается риску, и в тоже время получает впечатления, приобщается к
современной цивилизации.
Покупая малышу новые видеофильмы, игры
или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его
чем –то интересным. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины
колыбельные, разговоры с отцом. А речь
рождается в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Чем
более активным ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем больше у него
развивается речь.
Последствия раннего
приобщения к гаджетам.
·
Отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше
жалуются на задержку речевого развития. Дети позже начинают говорить, мало и
плохо развивается их речь, она бедна и примитивна. Дети с трудом подбирают
слова, чтобы выразить свою мысль, им не хватает «практики» общения. Все
внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на ее поглащение.
Как показали исследования, в наше время
50 % пятилетних детей страдают
нарушением речевого развития. В середине 70 –х годов дефицит речи наблюдался
только у 4% детей.
Вы можете сказать:»При чем здесь
телевидение?» Ведь ребенок, сидящий у
экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребенком, взрослый
или герой мультфильма? А разница огромная. Речь
– это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов.
Овладение речью происходит только в живом общении, когда ребенок слушает не
только чужие слова, но и отвечает другому человеку. Причем, включен не только
слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Речевые звуки, не обращенные к ребенку
лично, остаются «пустыми» звуками. Речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором звуков, она не становится
«своей», поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или
жестами. А вы обращали внимание на озвучивание современных мультфильмов? Они порой искаженные, шепелявые,
гнусавые, это запоминается ребенком и он начинает подражать главному герою.
·
Трудности в обучении чтению и восприятию информации на
слух. Многим детям трудно воспринимать информацию на
слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные
предложения, понимать, схватывать смысл. Им трудно читать- - понимая отдельные
слова и короткие предложения. Поэтому им просто неинтересно читать даже самые
хорошие детские книжки.
Ученые провели исследования т
доказали, что дети, проводящие за компьютером много времени, не могут грамотно
писать и разговаривать. Современные технологии ведут у росту безграмотности
среди школьников – дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Зачем учить правила, когда в
телефоне и на компьютере неправильно написанные слова всегда подчеркиваются и
исправляются?
Игры на планшете и айфонах
формируют противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.
Ребенку трудно фокусировать и удерживать
взгляд на объекте, который не движется,
так как глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
У детей, которые находятся в зависимости от гаджетов – «бегающий» взгляд.
·
Расстройства аутического спектра. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации
электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают
нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного
развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся
самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах
с родителями и детьми. Это является одной из причин значительного увеличения
количества детей с проявлениями аутизма и расстройствами аутического спектра (
РАС, которые постепенно превращаются в «Эпидемию» 21 века).
А
родителям остается только удивленно восклицать: «Мы его таким не воспитывали!». Конечно, телевизор и компьютер сделали это за вас.
Важно знать, как можно дольше
оттягивать ребенка знакомство с компьютером, пока это не станет необходимостью.
Пусть ребенок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит,
общается. Пусть живет реальной жизнью. Более важными являются активные игры, а
не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики речи и
обеспечивают зарядом положительных эмоций. Ребенок учится общаться с другими
детьми.
Помните!
Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они
никогда не заменят простого эмоционального общения ребенка со сверстниками,
родителями и близкими. Компьютер никуда не денется. Ребенок научится его
использовать за несколько дней, когда придет время. Не нужно торопить время.
Детство должно быть настоящее, а не компьютерное.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2023
Дата обновления: 23.03.2023
Дата публикации: 23.03.2023