29.12.2022
«Как научиться
красиво говорить».
Грамотная речь человека – это показатель его
образованности и нормального уровня развития интеллекта. Развитием речевого
навыка необходимо заниматься с самого
раннего возраста.
Но когда человек становится взрослее,
сам факт владения речью уже не является одним из основных критериев, по которым
оцениваются его умения и навыки. Важным становится то, умеет ли человек
говорить красиво, чтобы собеседники его внимательно слушали и воспринимали
сказанную им информацию. Это навык полезен
в различных отраслях профессиональной деятельности.
Если речь будет блеклой и невнятной, то
это может свести на нет все усилия человека, вне зависимости от ситуации: общение с другими детьми,
экзамен в школе или собеседование на работе.
Умение говорить красиво – это не
врожденный, а приобретенный навык, и заниматься этим нужно как можно раньше.
Основные проблемы в развитии речи у детей.
1. Нарушение мозговых механизмов формирования речевой
системы. В это случае требуется
достаточно серьезная работа со стороны группы специалистов:
психоневролога, логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Эффективность
коррекционной работы зависит и от родителей.
2. На состояние речи влияют индивидуальные особенности
каждого ребенка. Одни дети мало общительны,
т.е. недостаточно интенсивно используют и развивают свои речевые навыки.
Другие мало читают, их словарный запас крайне беден. Третья категория детей
гиперактивна, их речь становится непонятной, они как бы «захлебываются», стремясь произнести большое количество слов.
Результат – избыточное использование междометий, местоимений, слов – паразитов,
вроде «это», «значит» и т.д.
3. Необходимо избавиться от имеющихся у ребенка речевых
дефектов (связанных с физиологическим или психическим состоянием).
Для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить, необходимо:
·
Как можно больше читать разной литературы.
·
Не употреблять слова – паразиты.
·
Научитесь шутить.
·
Не тараторьте.
·
Изучайте словари.
·
Говорите просто и понятно.
1. Говорите со своим ребенком «нормально», т.е. не
используйте в общении с ним уменьшительно-ласкательных слов по отношению к
вещам, предметам и действиям. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья»,
это мешает развитию речевых навыков. Ребенок должен слышать обычные взрослые
слова, никаких «бибики» вместо машины и т.д.
2. Развивайте мелкую моторику рук. Мозговые центры,
отвечающие за координацию пальцев рук и речь, находятся рядом. Играйте в
пальчиковые игры, с раннего возраста приучайте ребенка совершать больше
действий с мелкими предметами (застегивать пуговицы).
3. Поощряйте познавательную активность ребенка. Мало
научить его произносить какие-то звуки и
слова, нужно чтобы он соотносил эти слова с конкретными предметами или
явлениями.
4. Чтение книжек помогает развивать воображение и
расширяет словарный запас.
5. Объясняйте ребенку значение новых слов, чаще его вовлекайте
в разговор, чтобы он учился нормально излагать свои мысли.
6. Перед сном спрашивайте ребенка о том, что нового он
узнал за сегодня. Этим вы стимулируете у него речевую активность, сам ребенок
привыкает формулировать свои мысли в единое, осмысленное высказывание.
Профессиональные советы.
Чтобы научиться красиво
говорить, ребенок должен развивать эти навыки с детства. Родители должны
контролировать этот процесс, поправляя его там, где это нужно. Когда ребенок
рассказывает стих, в большинстве случаев он тараторит, важно донести до него,
что стих надо рассказывать так, чтобы все услышали это. Можно показать на собственном примере, стихотворение надо рассказывать выразительно,
четко , с интонацией.
Ребенок говорит невнятно, слишком тихо, коверкает слова и глотает
окончания, сейчас его можно записать на телефон. Когда он будет прослушивать
запись, то поймет, что его речь звучит неправильно и возможно будет стараться
свою речь исправить.
Рекомендации, позволяющие ребенку говорить
красиво.
·
Нужно называть
вещи своими именами. Многие дети путают похожие по смыслу слова: блюда и
тарелки, варежки и перчатки и т.д. Чтобы он понял разницу в них, попросите
нарисовать оба предмета на бумаге. После это пусть ребенок опишет те детали,
которые характерны для каждого предмета. Он увидит, что внешне они отличаются , поэтому поймет, что две
разных вещи называть одним словом – это неправильно.
·
Избавление от
слов – «паразитов». Можно ввести своеобразную систему штрафов за употребление
и, наоборот, пропуск таких слов, как
«ну», «это» и т.д. У ребенка возникнет мотивация от них отказаться. Дайте ему
альтернативу – вместо использования слов – паразитов, посоветуйте ему делать
паузу.
·
Активная речь.
Изначально ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Иными
словами, у него больше развита пассивная речь. Основная задача – сделать ее
активной. Для этого нужно делать пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие
мелкой моторики пальцев рук, читать
вслух краткие рассказы и сказки, а также следить за тем, чтобы ваша собственная
речь была эмоциональной.
Помните! Активная роль родителей поможет
ребенку развивать свои речевые навыки. Важно уделять этому достаточное
количество времени, постоянно общаясь с ребенком, на собственном примере
показывая, какой должна быть речь. Если
вы сами будете допускать ошибки, неправильно произносить слова, то ребенок
запомнит это и будет повторять за вами. В таком случае его нужно будет переучивать,
что всегда сложнее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2023
Дата обновления: 13.01.2023
Дата публикации: 29.12.2022