05.07.2022
Консультация для
родителей
«Стоит ли разрешать ребенку приносить игрушки из дома
в детский сад?»
Этот вопрос обсуждают,
вероятно, в каждом детском саду. Мнения родителей разных групп и воспитателей с
разным опытом работы всегда разделяются, вопрос вызывает разные споры. У
каждого на этот счет есть свое мнение. Одни считают, что игрушка «это частичка дома, домашнего тепла», она
успокаивает ребенка. Возможно, в этом есть малая доля истины. И это считается
оправданным только, если ребенок маленький или пришел в сад недавно, и
находится на адаптации. Потом возникают сложности при объяснении ребенку,
почему раньше было можно брать игрушки из дома, а сейчас нельзя?
-возникает недоумение. Некоторые воспитатели,
разрешают приносить детям в садик любые игрушки вовсе не потому, что они хотят,
как лучше: «Пусть себе играют», просто так удобнее и спокойнее – ребенок занят,
в группе тишина и покой… Так ведь ребенок и дома может поиграть с этой
игрушкой, как ему вздумается. Задайте себе вопрос: «Для чего ребенок принесет
эту игрушку?» Имея большой опыт работы, я могу привести множество доводов и
аргументов, почему ребенку не стоит приносить игрушки из дома. Объясню свою
точку зрения с позиции педагога- психолога.
Во-первых, все дети приходят в
детский сад общаться, учиться чему-то новому и полезному, у них формируются
морально-нравственные основы поведения. Представьте ситуацию: ваш ребенок
пришел в сад с игрушкой. Вокруг много других детей, у которых такой игрушки
нет. Естественно, что им захочется посмотреть на игрушку, поиграть с ней тоже.
Детей много-игрушка одна. Как быть? Дать поиграть детям всем по очереди? Тогда
ваш ребенок просто не успеет поиграть с этой игрушкой сам. Зачем он принес ее в
сад? Чтобы поиграли другие? А ведь дети – это дети. Они могут сломать игрушку и
тогда у ребенка может возникнуть в лучшем случае обида, а в худшем – стресс и нежелание идти в
детский сад. Если ребенок не даст поиграть игрушкой другим
детям, у маленьких детей в группе будут слезы и обиды, у детей постарше– обида
может перерасти в оскорбления типа «жадина».
Бывают и крайности: у агрессивных детей возникают порывы злости, которые выражаются в том, что они могут
специально сломать или выкинуть игрушку за забор во время прогулки. На вопрос:
почему ты так поступил, ведь это чужая игрушка? Ребенок ответил так: «А у меня
нет такой машинки, а он мне не дает поиграть. Значит, пусть и у него не будет»
- это ответ ребенка 6 лет.
Девочка 4 лет
поступила по-другому: она просто взяла чужую игрушку (кошечку, спрятала ее под
вещами в своем шкафчике. Искали игрушку всей группой, девочка не сознавалась,
что взяла…когда стали искать в раздевалке, кошечка нашлась. Девочка объяснила
это так: «Но у меня же нет такой кошечки, а я тоже хочу», то есть у детей
возникает мысль: «если не дают поиграть, я тайно заберу игрушку себе».
Получается, дети учатся брать чужое, воровать?
Во - вторых, игрушки, которые
есть в детском саду «принадлежат» всем одинаково, они общие. Этими игрушками
могут играть все, кто пожелает. Поверьте, их всегда в достаточном количестве и
все они подобраны в соответствии с возрастом и интересами детей. В отличие от
них, игрушки из дома далеко не всегда соответствуют всем указанным
характеристикам и зачастую несут в себе не только бесполезное содержание, но
даже наносят вред детской психике. Например,
роботы-мутанты, куклы-монстры, лошади с рогами, автоматы и кинжалы, куклы с
явными признаками половой принадлежности, нереальными волосами и глазами,
искажающие детское восприятие действительности в раннем возрасте. Некоторым
родителям хочется порекомендовать более осознанно выбирать игрушки для своего
ребенка. Отдельная тема - озвученные игрушки, например, свисток, или
музыкальный инструмент, от которого родители устали дома и решили избавиться от
шума, отдав игрушку в детский сад. Озвученные игрушки нужно давать дозированно
в определенный и нужный момент времени. Так вот, если «общими» игрушками могут
играть все, то своей собственной игрушкой ребенок хочет играть сам. И он прав,
ведь игрушку купили для него мама и папа, почему же он должен отдать ее
кому-то? Мама сказала, что игрушка дорогая, «никому не давай играть чтобы не
сломали». Разве может ребенок ослушаться родителей?
В-третьих, игрушки нынче
действительно стоят дорого. Вам же не хочется избавиться от игрушки в
одночасье? Возможно, вы подарили игрушку ребенку на праздник или он просто
очень ждал этой покупки и выбирал ее сам…Только представьте сколько будет
пролито слез, если эту игрушку сломают или она потеряется. Иногда ребенка
просто невозможно успокоить в такой ситуации и у него может возникнуть агрессия по отношению к тому, кто сломал эту
игрушку. Итог – конфликтная ситуация в группе между
детьми, выяснение отношений между детьми и родителями, а иногда и между
родителями «пострадавшего» и «виноватого». Бывает, что ситуация доходит до
абсурда: родители высказывают претензии воспитателю, мол почему недосмотрели.
Иногда родители
пытаются заставить ребенка искать утерянную игрушку и отказываются идти домой,
пока ребенок не найдет ее, даже, если сам малыш уже успокоился и забыл о
потере. Со стороны это выглядит просто нелепо: родители ищут игрушку по
шкафчикам вытряхивая карманы вещей и пакеты. И все это испорченные нервы и потерянное время.
Однажды, я была свидетелем ужасного зрелища, когда мама, громко кричала на
ребенка прямо на улице, выходя за ворота детского сада, когда забрала его
домой. Интонация ее была просто недопустимой по отношению к ребенку, тем более,
что она называла его разными обидными словами «бестолковый», «непутевый»,
упрекая его за то, что игрушка стоила дорого: «Я зачем тебе ее купила, чтобы ты
ее сломал?»
В-четвертых, представьте другую
ситуацию: чужой ребенок пришел в сад с игрушкой, а ваш малыш из дома ничего не
брал. Игрушка дорогая и очень красивая. Ваш малыш завидует, а зависть – это плохое чувство, другой хвастается,
удовлетворяя «свои амбиции», хвастовство -тоже
не приветствуется, а в итоге, вообще не предсказуемая реакция и мысль в голове
у ребенка: «Везёт Вовке, у него крутая машина, а мои родители никогда мне такую
не купят, потому что у них нет денег»…- а это уже потеря авторитета родителей в глазах ребенка, ведь
он сравнивает вас с чужими родителями, делая умозаключение: «А вот, если бы
меня любили, тогда тоже купили бы такую игрушку, как у Вовки».
Ситуация следующая: малыш приходит в садик, (ему 2-3 года) и приносит с
собой любимые игрушки, зажав их в руках мертвой хваткой так, что руки вспотели,
он не выпускает их из рук практически ни на минуту. Ребенок даже ложку брать
отказывается, когда кушает, не говоря уже о занятиях и рисовании. Мальчик просидел
так до самой прогулки, разжав руки только для того, чтобы его одели…Скажите мне
родители, чем вы руководствуетесь, когда даете ребенку игрушки в сад, зная, что
он их не выпустит из рук? Еще страшнее, когда мама, ведя малыша в садик в
ясельную группу, несет его на руках с телефоном в руках. Малыш доволен и
спокоен, он занят привычным делом, смотрит мультики. И тут вдруг, мама,
переодев малыша, забирает у него из рук телефон (ей срочно нужно на работу
бежать, а малыш, навзрыд заливаясь слезами, не понимает, зачем его привели в
этот детский сад. Конечно, он хочет домой, в привычную среду, к любимым
занятиям.
Любой ребенок, зная,
что у него в кармане или просто в шкафчике лежит любимая игрушка, думает не о
том, что ему рассказывает воспитатель, а о том, чтобы поскорее все занятия
закончились и он смог поиграть с ней, а значит – это отвлекает от образовательно-воспитательного процесса.
В-пятых, игрушка из дома
в детском саду - это элементарное нарушение норм гигиены и
санитарных правил: игрушкой ребенок играет дома, на улице, у
некоторых дома есть домашние животные, с игрушками дети гуляют, спят и тут она
попадает в детский сад.
Уважаемые родители, скорее всего никто из вас даже не представлял того, что
может происходить в голове ребенка из-за обычной безобидной детской игрушки.
Подумайте, чего вы хотите? Чтобы ваш ребенок шел в детский сад молча и не
капризничал при вас, неся игрушку в садик? Чтобы ваш ребенок пришел в сад
довольный с игрушкой, показал ее всем, сказал, какие вы молодцы, что купили ему
такую чудесную игрушку, которой нет ни у кого вокруг? Или, чтобы ваш ребенок
выучил стихотворение, послушал внимательно сказку или поучительную историю,
поиграл со сверстниками, узнал что-то новое? Выбор всегда останется за вами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.07.2022
Дата обновления: 18.07.2022
Дата публикации: 05.07.2022