27.03.2022
Консультация для родителей
«О семейном чтении, его роли в
воспитании ребёнка»
Роль общения в жизни
человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека.
Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость
ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него
постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он
приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст
благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за
сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
Культура обращения с
книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как
привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения,
когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу,
интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот
процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается
в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу
каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная
необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не
поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Чтение должно
проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше,
если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и
полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут,
потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая
встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и
рассматривать. Но, не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным
слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить
чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение
проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт
вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует
память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и
сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать
рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и
собеседники своих детей.
Когда ребёнок
научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку
мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём
веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не
хочет читать.
Как и почему
затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том,
что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая,
что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка
ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги.
Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он
станет школьником.
Необходимо определить
интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком
постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала
бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и
получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим
текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи
легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо
слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о
прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с
ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно
самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная
мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент
личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка:
«Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или
запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал
музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная,
питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Подготовить
ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или
истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня
необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался
на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не
отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора -
двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям
постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание
рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за
вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок
может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните:
ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения
надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут
их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения
тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала
семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная
лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение
обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную
атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что
вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже
для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их
творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и
фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас
волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных
вечерах и о теплом обращении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут
через всю жизнь.
- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и
воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
• Прививайте ребенку интерес к
чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие
по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте
ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую
книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об
авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу,
старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком
содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он
запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги
своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной
книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по
прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги
полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное
отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие
книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это
станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких
людях.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2022
Дата обновления: 29.03.2022
Дата публикации: 27.03.2022