21.03.2022
Консультация для родителей по теме:
«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры».
В
настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего
общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой
встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать
и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового
подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное
свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к
сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте
происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого,
безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному
культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ
своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных
промыслов, декоративно -прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) –
это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители
– как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить
важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость,
способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной
культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать
удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и
традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить
элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая,
ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими
народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с
действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не
будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все
содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для
наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной
степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и
т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические
составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем
приобщить детей к истокам русской народной культуре?
1.
Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание
сказок, использование пословиц и поговорок.
2.
Рассказывание легенд и преданий.
3.
Разучивание песен и танцев нашего народа.
4.
Воспитание и уважение к родительскому дому.
5.
Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
6.
Бережное отношение к родной природе.
7.
Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни
своего народа, приобщается к его культуре.
Народное
творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы,
краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения
и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность
народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства
ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит
естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с
разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и
эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому, воздействуя на
чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих
способностей личности.
Одной
из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является
его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно
осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не
способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как
обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и
песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой
является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными
средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически
развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью
фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и
историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной
культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя
все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.
Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он
сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в
учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор
близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с
ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание,
богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка,
доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное
воздействие.
Фольклор - это устное народное творчество, народная
мудрость, народное знание. Фольклор выражает
вкусы, склонности, интересы народа, это дорожка от прошлого, через
настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми
народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит
отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей,
раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную
культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной
культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень
доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно
подлинное искреннее погружение в истоки национальной
культуры.
Приобщение детей к семейно-бытовым
традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и
«лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка -это
семья.
Народное искусство своей
гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у
детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает
колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,
хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате уходит
тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство
защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до
сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать
детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях
положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Таким образом, семья играет большую роль в приобщении
ребенка к лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой
является народное искусство. Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному
взаимодействию детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь
к Родине, гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2022
Дата обновления: 25.03.2022
Дата публикации: 21.03.2022