18.02.2022
Кризис
трёх лет: как договориться с ребёнком.
Советы
психолога.
Знать о том, что
такое кризис трех лет,
и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно
обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему:
малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто
потому, что пока не может по-другому. Понимание происходящего поможет вам быть
терпимее к своему ребенку.
Кризис трех лет
- один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий
родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как
вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает,
упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно
было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.
Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он
"испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте
попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.
В чем его сущность? Что можно считать нормальными
проявлениями, проходящими со временем, а что взрослые приписывают этому
возрасту "до кучи"?
Кризис трех лет
начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых
сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности ребенка и характеризуется
целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет".
Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста.
Важно отличать
нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных
с нехваткой маминой любви и тепла.
1. Негативизм. На ВСЕ предложения
взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Не-ет! Не пойдем!
- Ну хорошо, тогда дома поиграем!
- Не-ет! Не хочу дома!
- Пойдем тогда в гости сходим.
- Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает
отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле
малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это
предложил…
2. Упрямство. Малыш
настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
- Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже
не нужен.
- Купи машинку!
- Она тебе нужна?
- Да-а-а!
Через минуту интерес к машинке потерян и
она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле
не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но
упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка
представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и
правдой.
3. Строптивость. Малыш вдруг
восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически
отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т.п.
4. Своеволие. Теперь всегда
на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать
сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что
нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и
сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее
противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе,
истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми
идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними.
Бросает игрушку:
- Подними! - командует маме.
- Нет уж, сам подними.
- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно
ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по
стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то.
Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».
7. Деспотизм и ревность.
- Я сказал, что папа будет сидеть на
этом стуле, а не в кресле!
Попробуй папа пересесть - истерика! Если
в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки,
сталкивать «соперника» с маминых коленей.
Что в это время происходит с ребенком?
Кризис третьего
года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и
тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и
обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он
чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы,
родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем
играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем
завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми,
но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики,
истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях!
Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями (не в
состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри - вот так в муках
происходит становление психики.
Пик кризиса - истерики. Причем если до
двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит,
нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом
манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет
такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот
почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо
посреди улицы.
Кстати, обращу ваше внимание, что
Кризис трех лет
похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может
зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными
компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением
взрослости…
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
· Сменить тактику
и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!),
уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка
то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не
опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду,
разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как
самоутвердится!
· Постоянно
предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем).
Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем
пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты
есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
· Не заставлять, а
просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне
страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем
и без конфликта.
· Рассчитывать,
что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие
тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы
одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит
начинать процесс надо на полчаса раньше.
Все это поможет
предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону
жанра - на людях. Что делать тогда?
· На ультимативное
требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное,
сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось.
Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе…
Придется терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным
инструментом достижения цели в общении с родителями.
· Если маленький
строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку,
переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы,
увещевания в такой момент могут не помочь - придется просто подождать, когда
буря минует.
· Создать приятные
перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты
раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем
покупать хлеб и по пути купим фломастеры - будем рисовать».
· Наконец малыш
успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты
орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль,
что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие
фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно
так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда
проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.
Ситуация из жизни
Маленький
Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на
части. Вдруг Ярослав спохватывается:
- Не хочу разрезанное, хочу целое!
Мама:
- Я не знала, что его не надо разрезать.
Но яблок больше нет.
- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! -
и истерика.
Неправильная реакция: начать
ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать
официальный повод плакать.
Правильная реакция: во-первых,
игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и как ни в чем
не бывало ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы,
а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное
- придется его мышке отдать!» - и поставить куда-нибудь за холодильник.
Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив:
хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может,
медом склеится?
В любом случае поведение
взрослого - модель для действий ребенка: будете вести себя агрессивно - сын или
дочь в точности «считают» все до мелочей, в будущем переняв агрессию в любых
конфликтных ситуациях; отреагируете спокойно - тому же научите своего малыша.
Можно попробовать
провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы яблоко было целое?» Или: «А
зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?» Не
исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к
умению договариваться.
Кстати
Кризис трех лет
должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом
что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он
определяет новую ступень развития ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от
вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со
своим ребёнком.
Как НАДО
вести себя родителям в период кризиса ребёнка трёх лет:
По тому, на кого направлен кризис ребёнка
трёх лет, можно судить о его привязанностях. Обычно в центре событий
оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого
кризиса возлагается на неё. Необходимо помнить, что малыш страдает от кризиса
сам. Но кризис трёх лет - это важнейший этап в психологическом развитии ребёнка,
знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что
ваш малыш очень резко изменился (и не в лучшую сторону), постарайтесь
выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в
воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах
разумного дайте ему самостоятельность, чтобы он насладился ею. Знайте, что
ребёнок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в
нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей
независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет у вас - действительно
ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть, - можно. И если есть
хоть маленькая возможность «можно», то ребёнок добивается своего не у вас, а у
папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте
правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что
«эгоизм» ребёнка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что
любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то
запрещено, в чём-то отказывают ему. Ребёнку трудно понять, почему изменяется
система требований.
И он в отместку твердит вам «нет». Не
обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете
его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания
малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре,
которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.
Например, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя
голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку.
Изобразите, будто мишка пришёл обедать и очень просит малыша, как взрослого,
попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребёнок,
как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с
мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоуважению ребёнка льстит, если
вы звоните лично ему по телефону, шлёте письма из другого города, просите его
совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для
письма.
Для нормального развития малыша желательно
во время кризиса трёх лет, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые в доме знают,
что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как НЕ НАДО вести себя родителям во время кризиса ребёнка трёх
лет:
• Постоянно ругать и наказывать ребёнка за
все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не говорить «да», когда необходимо
твёрдое «нет».
• Не пытаться любыми путями сгладить
кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повыситься чувство
ответственности.
• Не приучать малыша к лёгким победам,
давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него
станет трагедией. И в то же время не подчёркивать свою силу и превосходство над
ним, противодействуя ему во всём, - это приведёт чуть позже или к безразличию
во всём, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Запомните: всё, что происходит с нашим
ребёнком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое,
не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что
им не с кем сравнивать своего малыша.
Чтобы кризис прошёл благополучно, любите
ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.02.2022
Дата обновления: 18.02.2022
Дата публикации: 18.02.2022