13.10.2021
«Как правильно учить
стихи с детьми».
«Читая
детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце
преисполнится чувством изящного, пусть
поэзия
действует на них так же, как и
музыка».
В.Г.Белинский.
Как по разному люди читают стихи!
Одни – монотонно, вяло. Другие – выделяя особенности стихотворного размера.
Третьи – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем
того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью,
четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно
ли научить этому ребенка? Да, можно.
Читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие
задачи:
·
Укрепление
памяти;
·
Выработка четкой
дикции, овладение средствами интонационной выразительности: темп, регистр,
интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, акцентуация (выделение
определенных элементов в слове или во фразе);
·
Развитие
творческих способностей ребенка;
·
Расширение
кругозора;
·
Воспитание
нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к
природе, игрушкам и т.д.).
Несколько советов, которые помогут
развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для
заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
2. В первую очередь, близким и понятным детям по
содержанию.
3. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само
стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4-х лет –
одно-два четверостишия, 5-7 лет-до пяти четверостиший.
4. Стихотворение для мылышей должно быть динамичным (без
описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом). Старшие
дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания.
Читайте
детям произведения народного творчества (потешки, прибаутки, шутки, песенки) и
мастеров художественного слова.
Ищите
хорошие стихи современных поэтов.
Как учить стихи с детьми дошкольного
возраста?
·
Стихотворение должно ребенку понравиться.
Как вы понимаете, для того,
чтобы что-то выучить, надо повторять это много раз. Большое значение имеет
эмоциональный аспект – нравится ли ребенку стихотворение или нет, хочется ли ему
его выучить. Если у вас нет выбора – учить стихотворение или не учить,
постарайтесь вызвать у ребенка положительный отклик на стихотворные строчки.
Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно вам
нравится.
Например:
-
какое стихотворение веселое, озорное, оно поднимает настроение;
-
какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
-
как красиво автор описал природу!
-
какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те
чувства, которыми он хотел поделиться;
-
если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже
поможет вызвать у ребенка его выучить;
-
поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли ребенок понял, так как очень
трудно учить стихотворение, когда ребенок не понимает смысла некоторых слов и
вообще он не понимает, что пишет поэт.
Очень трудно учить стихи, если ты
думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. Очень часто
ребенок говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая, все равно
ничего не получится!». Это означает, что ребенок имел отрицательный опыт – ему
не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь,
похвалить малыша за его усердие, позволили себе его критиковать, внушили мысль
о неуспешности.
Занимаясь с ребенком любым делом,
взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в
собственные силы. Учить стихи – дело сложное, требующее от малыша больших
волевых усилий, и здесь нужно умение общаться с ребенком в положительном ключе.
Какие же приемы можно использовать, которые
помогают ребенку выучить стихотворение?
«Рисуем».
Заведите папку «Учим стихи» и
вкладывайте в нее тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребенком. Если
ребенок любит рисовать, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в
папку портреты поэтов и рассказывайте о них
несколько слов. Желательно к каждому стихотворению рисовать иллюстрацию.
Главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание
ребенка и вызывали положительный отклик.
«Двигаемся».
Этот прием используют, когда разучивают
стихотворение с маленькими детьми. Вы читаете (или ребенок, умеющий читать,
читает сам) стихотворение два раза, обсуждаете значение новых, незнакомых слов,
кратко анализируете стихотворение.
Потом встаете из-за стола, кладете текст
стихотворения так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаете придумывать,
как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз,
когда вы декламируете стихотворение, сопровождаете его этими движениями. Когда
ребенок уже почти выучил стихотворение, вы можете «подсказывать» ему только
движениями. Детям так легче разучивать, потому что к процессу запоминания
подключается еще и моторная, двигательная память. Придумывать подходящие
движения детям очень нравится.
«Эхо».
Этот прием подходит при работе
со старшими дошкольниками. Разучивая стихотворение, каждую строчку мы повторяем
два раза: первый – с вопросительной интонацией, второй – так, как в тексте
стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ
совпадают:
Белый
снег пушистый в воздухе кружится?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится?
И на землю тихо падает, ложится.
Если
вы еще только начали разучивать стихотворение, то первый раз строчку читаете
вы, а второй раз – ребенок ее проговаривает. Каждый раз, когда он повторяет,
делает еще один шаг к запоминанию стихотворения.
Вы: Наша елка высока?
Ребенок: Наша елка высока.
Вы: Наша елка велика?
Ребенок: Наша елка велика!
Вы: Выше папы?
Ребенок: Выше папы!
Вы: Выше мамы?
Ребенок: Выше мамы!
Вы: Достает до потолка?
Ребенок: Достает до потолка!
«Репетируем».
Чтобы отработать знание
стихотворения, довести его до совершенства (но не мучайте ребенка повторениями,
во всем нужна мера!), повторяйте стихотворение в повседневной жизни – на
прогулке, во время поездки в машине, когда одеваетесь-раздеваетесь и т.д. Очень
весело читать стихи, качаясь на качелях!
При заучивании стихотворения следите,
чтобы речь ребенка была внятной, выразительной. Порой дети очень быстро
проговаривают текст, проглатывая окончание. Можно сразу остановить и поправить,
чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна
превышать пяти минут, лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое
время.
Выученные стихотворения дарите бабушке и
дедушке на дни рождения, вспоминайте в подходящей ситуации, выполняя работу по
дому.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2021
Дата обновления: 13.10.2021
Дата публикации: 13.10.2021