Как правильно учить стихи с детьми

13.10.2021

               «Как  правильно  учить  стихи  с детьми».

                                      «Читая детям стихи, пусть ухо их приучится

                                       к  гармонии русского слова, сердце

                                       преисполнится чувством изящного, пусть

                                       поэзия действует на них так же, как и

                                       музыка».

                                                                                  В.Г.Белинский.

 

           Как по разному люди читают стихи! Одни – монотонно, вяло. Другие – выделяя особенности стихотворного размера. Третьи – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

     Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

 Читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

·      Укрепление памяти;

·      Выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

·      Развитие творческих способностей ребенка;

·      Расширение кругозора;

·      Воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.д.).

 

Несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

 

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

1.    Стихотворение должно быть доступным.

2.    В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

3.    Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4-х лет – одно-два четверостишия, 5-7 лет-до пяти четверостиший.

4.    Стихотворение для мылышей должно быть динамичным (без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом). Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания.

 

Читайте детям произведения народного творчества (потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

 

Ищите хорошие  стихи современных поэтов.

 

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

 

·      Стихотворение должно ребенку понравиться.

       Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо повторять это много раз. Большое значение имеет эмоциональный аспект – нравится ли ребенку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора – учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребенка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно вам нравится.

     Например:

- какое стихотворение веселое, озорное, оно поднимает настроение;

- какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;

- как красиво автор описал природу!

- какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;

- если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить;

- поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли ребенок понял, так как очень трудно учить стихотворение, когда ребенок не понимает смысла некоторых слов и вообще он не понимает, что пишет поэт.

 

·      «У меня не получится!».Хочу такой сайт

      Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. Очень часто ребенок говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая, все равно ничего не получится!». Это означает, что ребенок имел отрицательный опыт – ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его критиковать, внушили мысль о неуспешности.

         Занимаясь с ребенком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Учить стихи – дело сложное, требующее от малыша больших волевых усилий, и здесь нужно умение общаться с ребенком в положительном ключе.

 

       Какие же приемы можно использовать, которые помогают ребенку выучить стихотворение?

 

«Рисуем».

      Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в нее тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребенком. Если ребенок любит рисовать, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в папку портреты поэтов и рассказывайте о них  несколько слов. Желательно к каждому стихотворению рисовать иллюстрацию. Главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребенка и вызывали положительный отклик.

 

«Двигаемся».

        Этот прием используют, когда разучивают стихотворение с маленькими детьми. Вы читаете (или ребенок, умеющий читать, читает сам) стихотворение два раза, обсуждаете значение новых, незнакомых слов, кратко анализируете стихотворение.

   Потом встаете из-за стола, кладете текст стихотворения так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаете придумывать, как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз, когда вы декламируете стихотворение, сопровождаете его этими движениями. Когда ребенок уже почти выучил стихотворение, вы можете «подсказывать» ему только движениями. Детям так легче разучивать, потому что к процессу запоминания подключается еще и моторная, двигательная память. Придумывать подходящие движения детям очень нравится.

 

«Эхо».

       Этот прием подходит при работе со старшими дошкольниками. Разучивая стихотворение, каждую строчку мы повторяем два раза: первый – с вопросительной интонацией, второй – так, как в тексте стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ совпадают:

     Белый снег пушистый в воздухе кружится?

     Белый снег пушистый в воздухе кружится.

     И на землю тихо падает, ложится?

     И на землю тихо падает, ложится.

 

Если вы еще только начали разучивать стихотворение, то первый раз строчку читаете вы, а второй раз – ребенок ее проговаривает. Каждый раз, когда он повторяет, делает еще один шаг к запоминанию стихотворения.

       Вы: Наша елка высока?

       Ребенок: Наша елка высока.

       Вы: Наша елка велика?

       Ребенок: Наша елка велика!

       Вы: Выше папы?

       Ребенок: Выше папы!

       Вы: Выше мамы?

       Ребенок: Выше мамы!

       Вы: Достает до потолка?

       Ребенок: Достает до потолка!

 

«Репетируем».

      Чтобы отработать знание стихотворения, довести его до совершенства (но не мучайте ребенка повторениями, во всем нужна мера!), повторяйте стихотворение в повседневной жизни – на прогулке, во время поездки в машине, когда одеваетесь-раздеваетесь и т.д. Очень весело читать стихи, качаясь на качелях!

 

      При заучивании стихотворения следите, чтобы речь ребенка была внятной, выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончание. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут, лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

 

      Выученные стихотворения дарите бабушке и дедушке на дни рождения, вспоминайте в подходящей ситуации, выполняя работу по дому.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.10.2021

Дата обновления: 13.10.2021

Дата публикации: 13.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».