15.03.2021
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие
родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как
сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли
критерий, который позволяет оценить степень готовности ребенка к школьной
жизни?
Такой критерий есть, и он получил название
"школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к
школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком
такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать
участие в школьном обучении.
Личностная и социально-психологическая
готовность ребенка к школе
Личностная и социально-психологическая
готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию
новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять новое
положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта готовность выражается в
определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к
сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять
правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные
задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно
воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий
учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные
эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо
задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом
плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Должны
быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и
взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не
уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и
совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким. В
семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли
ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к
важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для
ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей
деятельности, ее результатам. Иметь адекватную
самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания
учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая",
"учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать
себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше
качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным
условиям школы.
Быть школьником - это уже осознаваемая
ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается
ребенком как ответственное дело.
Если у ребенка нет желания учиться, то его
интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха
в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании
социально - психологической готовности ребенка.
Не всегда высокий уровень
интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При
непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание
из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно,
наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Все то, что говорится в семье о школе, о
ее роли в будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное
отношение. Здесь уместны совместный просмотр фильмов о школе, телепередач
о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных
со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по
поводу школьных успехов старших детей.
Если ребенок указывает, что в школе двойки
будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как
правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание
детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в
себе. Не запугивайте ребенка школой!
Ребенок начинает оценивать свои достижения
и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, появляется
рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается
адекватная реакция на порицание и одобрение.
Наряду с общей готовностью к обучению в
школе ребенок должен:
- знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в
способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим
школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной
деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет
ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля –
это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с
помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью
собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово
становится для детей не только средством общения, но и средством организации
поведения.
К 6 годам происходит оформление основных
компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия еще
недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание
цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения, достижение
цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый
должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он принял, сделав своей.
Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в
рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована
организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать
работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Ребенок должен уметь:
- Понимать и принимать задачу, ее цель
- Спланировать свою деятельность.
- Подбирать средства для достижения цели.
- Преодолевать трудности, достигая результат.
- Оценивать результаты деятельности.
- Принимать помощь взрослых при выполнении задания.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на
выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к
хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен.
Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Правильно
организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному,
терпеливому, кропотливому учебному труду.
На ошибки ребенка лучше указывать не
прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма
самоконтроля.
В самостоятельности важны инициатива,
предвидение и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны
специальные усилия взрослых.
Ребенок должен:
- Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
- Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы
избежать неприятность.
- Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности,
стремясь к личным достижениям.
Только научив ребенка планировать свои
действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с
него спрашивать, отмечать успехи (поощрять). С этой целью перед действием
задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким вопросом взрослый
может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой
игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?". Необходимо
учесть, что работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия -
очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или
знакомым, гостям успехи ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2021
Дата обновления: 25.03.2021
Дата публикации: 15.03.2021