26.11.2020
Мы
правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов
артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо.
Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает
массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами,
челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).
Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют
роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие
и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс
голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея,
бронхи, легкие, диафрагма). Таким образом, говоря о специальной логопедической
гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица,
ротовой полости, плечевого пояса , грудной клетки.
Артикуляционной
гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности и
ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель гимнастики – выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Если дети 2-4 лет регулярно делают
артикуляционную гимнастику, движения языка у них становятся более точными,
формируются правильные уклады для произношения разных звуков. А у детей 5 – 7
лет гимнастика поможет преодолеть ухе сложившиеся нарушения.
Рекомендации
по проведению гимнастики .
· Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились.
· Каждое упражнение выполняется 5 –
7 раз.
· Гимнастика длится 5 – 7 минут.
· При отборе упражнений идти нужно
от простых упражнений к более сложным.
· Артикуляционную гимнастику
выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не
напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
· Ребенок должен видеть то, что он
делает. Поэтому гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Как организовать работу.
· Гимнастику лучше начать с сказки
«О веселом язычке», а затем переходить к выполнению упражнений.
· Взрослый показывает по
возможности упражнение, ребенок затем выполняет, а взрослый контролирует его
выполнение.
· Важно следить, чтобы движения
каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и
левой стороне лица. В противном случае гимнастика не достигнет своей цели.
· В процессе выполнения гимнастики
важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить, что он делает неверно, это может привести к отказу выполнять
упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите ( «Видишь, язык
уже научился быть широким», «Ничего, твой язычок обязательно научиться
подниматься вверх»)
Не огорчайтесь, если некоторые
упражнения не будут получаться с первого раза. Будьте ласковы, спокойны, и у
вас все получится!
«Сказка о
веселом язычке».
Жил был язычок. Проснулся он рано
утром. Открыл окошко, посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх –
есть ли солнышко. Закрыл окно – жарко стало (а – а – а). Открыл снова – холодно
стало (д – д – д). Побежал язычок в ванную. Открыл дверь – «и – и –и…»- заскрипела дверь.
«Надо дверь смазать»,- подумал язычок. Включил свет – чик. Открыл воду –
чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш – ш – ш…»Ой!» - испугался язычок и
отдернул руки. – Надо открыть холодную воду!» (чик –чик – чик). Холодная вода
соединилась с горячей, и водичка стала теплой: сь –сь –сь… Язычок почистил
зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик – чик- чик. Закрыл скрипучую
ванную :и – и – и…И побежал на кухню завтрак готовить.
Решил язычок блины испечь. Начал тесто
месить: пя –пя –пя…(губами), тя – тя –тя (губками. Готово ли тесто? (Ватной
палочкой «покалывать» язычок). Готово! Испек язычок блины – целую тарелку. Съел
их с вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки и решил пойти погулять.
Вышел язычок на крыльцо дома. Посмотрел
вокруг. На крыше домика увидел трубу. В трубе живет веселый ветер. «У –у –у»,
-поздоровался он с язычком, и язычок поздоровался: «У!».
А
вокруг дома – длинный забор. Смотрит язычок – маляр забор красит. Надо помочь!
Помог язычок маляру и побежал на конюшню – в гости к своей любимой лошадке.
«Здравствуй, лошадка! – поздоровался язычок. – Поедем кататься! – И –го-го, -
обрадовалась лошадка. И поскакали они в
лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…Смотрит язычок, а на кусте
орешника орехи растут. Набрал и орех тоже. Вышли друзья из леса и задумались:
куда же еще съездить? Подумали и решили поехать в зоопарк.
Скачет язычок на лошади, смотрит – по
дороге музыканты идут. Один играет на барабане, а второй на гармошке. Язычку
очень понравилась красивая музыка! Постоял он, послушал музыкантов и поехал
дальше.
Я
представляю вам каталог «Артикуляционной гимнастики», где собраны основные
упражнения. Занимайтесь со своим ребенком. Только совместная работа может принести
желаемые результаты. Желаю успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2020
Дата обновления: 26.11.2020
Дата публикации: 26.11.2020