Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребенка».

26.11.2020

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

       Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса , грудной клетки.

        Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности и ловкости  языка, губ, щек, уздечки.

Цель гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

      Если дети 2-4 лет регулярно делают артикуляционную гимнастику, движения языка у них становятся более точными, формируются правильные уклады для произношения разных звуков. А у детей 5 – 7 лет гимнастика поможет преодолеть ухе сложившиеся нарушения.  

                Рекомендации по проведению гимнастики .

·       Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились.

·       Каждое упражнение выполняется 5 – 7 раз.

·       Гимнастика длится 5 – 7 минут.

·       При отборе упражнений идти нужно от простых упражнений к более сложным.

·       Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

·       Ребенок должен видеть то, что он делает. Поэтому гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

 

                   Как организовать работу.  

·       Гимнастику лучше начать с сказки «О веселом язычке», а затем переходить к выполнению упражнений.

·       Взрослый показывает по возможности упражнение, ребенок затем выполняет, а взрослый контролирует его выполнение.Хочу такой сайт

·       Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае гимнастика не достигнет своей цели.

·       В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить, что он делает неверно, это может привести к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите ( «Видишь, язык уже научился быть широким», «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»)

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Будьте ласковы, спокойны, и у вас все получится!

 

             «Сказка  о  веселом  язычке».

         Жил был язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко, посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх – есть ли солнышко. Закрыл окно – жарко стало (а – а – а). Открыл снова – холодно стало (д – д – д). Побежал язычок в ванную.  Открыл дверь – «и – и –и…»- заскрипела дверь. «Надо дверь смазать»,- подумал язычок. Включил свет – чик. Открыл воду – чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш – ш – ш…»Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. – Надо открыть холодную воду!» (чик –чик – чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала теплой: сь –сь –сь… Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик – чик- чик. Закрыл скрипучую ванную :и – и – и…И побежал на кухню завтрак готовить.

        Решил язычок блины испечь. Начал тесто месить: пя –пя –пя…(губами), тя – тя –тя (губками. Готово ли тесто? (Ватной палочкой «покалывать» язычок). Готово! Испек язычок блины – целую тарелку. Съел их с вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки и решил пойти погулять.

        Вышел язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика увидел трубу. В трубе живет веселый ветер. «У –у –у», -поздоровался он с язычком, и язычок поздоровался: «У!».

А вокруг дома – длинный забор. Смотрит язычок – маляр забор красит. Надо помочь! Помог язычок маляру и побежал на конюшню – в гости к своей любимой лошадке. «Здравствуй, лошадка! – поздоровался язычок. – Поедем кататься! – И –го-го, - обрадовалась лошадка.  И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…Смотрит язычок, а на кусте орешника орехи растут. Набрал и орех тоже. Вышли друзья из леса и задумались: куда же еще съездить? Подумали и решили поехать в зоопарк.

       Скачет язычок на лошади, смотрит – по дороге музыканты идут. Один играет на барабане, а второй на гармошке. Язычку очень понравилась красивая музыка! Постоял он, послушал музыкантов и поехал дальше.

   

           Я представляю вам каталог «Артикуляционной гимнастики», где собраны основные упражнения. Занимайтесь со своим ребенком. Только совместная работа может принести желаемые результаты. Желаю успехов!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2020

Дата обновления: 26.11.2020

Дата публикации: 26.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».